Почему практически невозможно переубедить человека с узким кругозором

0
29

Еще Давид Гильберт подметил, что при стягивании кругозора до бесконечно малого он превращается в точку. А человек в таком случае утверждает, что это и есть его точка зрения. А раз кругозор столь невелик, то и убежденность в его истинности сильна. Причем эта предвзятость тем мощнее, чем более эмоционально значим вопрос для самого человека. Перед нами когнитивное искажение, о котором сам человек вполне может не подозревать.

По-научному это называется «предвзятость подтверждения» (confirmation bias)

Почему практически невозможно переубедить человека с узким кругозором

Бороться с предвзятостью мышления дело сложное, а порой и безнадежное. Ведь здесь могут действовать как независимо друг от друга, так и совместно разные механизмы:

Предвзятость поиска информации

Уже на этапе поиска информации люди задают вопросы, которые прямо или косвенно подтверждают их гипотезу. Идет поиск только тех последствий, которые совпадают с предположениями самого искателя информации. Все другие варианты считаются случайными и попросту им не рассматриваются. Особенно в этом преуспели конспирологи.

Например, они будут оперировать «неопровержимыми доказательствами», и никакие разумные аргументы приверженцы этой теории не воспринимают — им «доподлинно известно», что американцы на Луне не были… Впрочем, точно так же ведут себя и те, кто «точно знает» о том, что американские астронавты высаживались на земной спутник. :)

Предвзятая интерпретация

Практически любой факт можно интерпретировать несколькими способами. Так преподаватель литературы может долго рассказывать ученикам о том, что синие занавески, описываемые писателем указывают на глубокую депрессию главного героя произведения, а его тяжелые раздумья о судьбе народа и страны….

Но это, по мнению учителя литературы. В то же время, по мению самого автора произведения, синие занавески в комнате главного героя указывают исключительно на синие занавески.

Ещё одним механизмом является предвзятость памяти

Наверно многим сейчас известно о ностальгии людей старшего поколения о жизни в Советском Союзе (а у некоторых это доходит до абсурда, они называют себя «гражданами СССР» или «суверенами», не признают российские паспорта и верят, что еще можно восстановить СССР). Они рассказывают о низких ценах, натуральных продуктах, благожелательности окружающих. Но о пустых полках в магазинах и невозможности высказывать свое мнение эти люди предпочитают промолчать. Причем, молчат они о нелицеприятных фактах потому, что практически о них забыли – в памяти осталось почти исключительно только хорошее. Плохое никуда не могло исчезнуть из реальной истории, но оно фактически испарилось из людской памяти.

В различных ситуациях связанных с теми или иными взглядами и убеждениями ситуация абсолютно аналогичная. Люди забывают факты, которые не укладываются в их теорию, и помнят только то, что подходит под их гипотезу. Причем если сохранившиеся в памяти факты немного не соответствуют для подтверждения некой ситуации, то человеческая память может имеющиеся данные слегка и «подшлифовать» под нужный результат.

Ну, и не стоит забывать о том, что…

Когда вы спорите с тупицей,
Настырным, глупым и упрямым,
Вначале стоит убедиться,
Что он не занят тем же самым… :)

Почему практически невозможно переубедить человека с узким кругозором

Предвзятость подтверждения имеет много отрицательных сторон, но преодолеть ее удается далеко не всегда. Весьма характерной оказалась ситуация с всемирно известной компанией «Кодак», которую именно игнорирование предвзятости подтверждения довело до ручки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь